Сложности первого года материнства

Буквально на прошлой неделе довелось мне быть гостьей израильского телевидения. Тема моего эфира так и называлась — «Сложности первого года материнства». Мне удалось обозначить некоторые моменты, но времени было мало,  развернуться не успела :)
Между тем, начало материнства, на мой взгляд, является темой, достойной отдельного разговора. Женщине наших дней, только-только ставшей матерью, зачастую приходится совсем непросто. Нет, конечно,  у неё есть  малыш. И это большое счастье, большая радость в жизни!
Однако вместе с радостью и эйфорией многие женщины переживают определённый стресс, обусловленный, как правило, двумя причинами:

Причина 1 – Необходимость адаптироваться к новому жизненному укладу

Ранее в жизни большинства из нас всё было более или менее предсказуемо. Жизнь текла в том или ином русле, места для неожиданности было совсем немного.  Мы и наши мужья работали, по вечерам смотрели телевизор, летом ездили в отпуск. Иногда болели, иногда ругались между собой. Одним словом, рутина.
И вот у нас рождается ребёнок. И одновременно с его (или её) появлением на свет, в нашу жизнь входят перемены. Новая роль, новые обязательства, новый режим сна и отдыха. И плюс к этому —  большая доля неожиданности и непредсказуемости.
Я знаю женщин, в жизнь которых материнство вошло довольно органично. Имея первенца, они производили впечатление матерей минимум троих детей. Каким-то образом им удалось быстро адаптироваться к новым жизненным обстоятельствам, найти себе поддержку извне и одновременно быть спокойными и уравновешенными изнутри.
Однако у большинства из нас адаптация к новой жизни проходила не так уж гладко. Очень рассудительная и думающая мама-психолог Марина Албаева (ник в ЖЖ: govori_slushai) даже выделила определённые стадии этой адаптации.  Правда, она обозначила их как стадии «примирения человека с неизбежностью». Но в данном контексте, на мой взгляд, срабатывает тот же механизм:
  1. Отрицание (Ничего такого такого не произошло. Подумаешь, родился ребёнок…);
  2. Агрессия ( Это ты во всём виноват. «Ты» в данном случае — любой человек, попавшийся под руку);
  3. Торги (Господи, я сделаю то-то и то-то, лишь бы он, наконец, уснул…);
  4. Депрессия (жизнь кончена…);
  5. Принятие ( зачастую сопровождающееся целительными слезами. Ну, что ж – нужно учиться жить по-новому, идти вперёд и не сожалеть о том, что осталось в прошлом).
Возможно, человек, примиряясь с неизбежностью, не должен проходить все пять стадий.  Лично я не помню, как торговалась :)  А вот как отрицала, злилась,  некоторое время пребывала в состоянии депрессии  —  я помню отчётливо.

Причина 2 – Желание быть «хорошей» матерью и делать всё «правильно»

Не знаюкак вы, а я на последних месяцах беременности запаслась большим количеством литературы – аля «Советы родителям-новичкам»,  присоединилась к ряду форумов и сообществ, посвящённых материнству. Всё это с единственной целью –   как следует подготовиться к рождению сына.
Купила ряд вещей, которые, как я считала тогда, в обязательном порядке должны быть в семье новорожденного. Соски, бутылочки, стерилизатор, молочные смеси – на всякий пожарный.
Очень внимательно читала я многочисленные обсуждения на форумах. И тот факт, что в этих обсуждениях высказывались совершенно различные точки зрения, сводил меня с ума. «Так как же правильно!?» — с ужасом думала я. «Как правильно кормить? Носить? Качать? Делать зарядку?»
После рождения сына вопросов только прибавилось. Боясь сделать что-то не так,  в панике рыскала я по интернету  в поисках ЕДИНСТВЕННО ВЕРНОГО ОТВЕТА. Но единственно верных было великое  множество – и зачастую они противоречили друг другу.
Только спустя некоторое время я поняла, что правильных ответов на все случаи жизни не бывает. Каждый «советчик» руководствуется собственным опытом, системой ценностей, взглядом на жизнь и природу отношений между людьми — в частности, между матерью и ребёнком. И мне, как любой из нас, придётся прокладывать свой путь, искать свои ответы и понимать, какой смысл я сама вкладываю в определение «хорошая мать».
Итак, поверни я время вспять, как бы я СЕЙЧАС проживала первый год материнства: 
  • Дала бы себе время привыкнуть к новой социальной роли и новой жизни
Мне кажется чрезвычайно важным для женщины, недавно ставшей матерью, дать себе время для адаптации к новой жизни. Быть милосерднее и внимательнее к самой себе, стараться избегать формулировок «я должна», выделять время в течение дня, когда можно заняться исключительно собой.
Последнее правило – «1 час – для себя» — очень помогло мне восстанавливать силы в первые месяцы после рождения ребёнка.  Заранее обговорив этот момент с мужем, я оставляла его на час с ребёнком (иногда хватало и получаса) и занималась тем, что давало мне жизненную энергию и силы. Это могла быть пешая прогулка,  чашечка кофе в кафе неподалёку, другое занятие, приумножающее мою ценность как личности, как человека.
  • Читала бы книги, взывающие к материнской интуиции
Я очень верю в то, что именно интуиция является главным помощником  мамы в принятии решений. Роль интуиции в материнстве сложно переоценить.  Однако кто-то изначально склонен ей доверять, а кому-то нужно этому подучиться.
Дабы настроиться на нужный лад в период беременности и после рождения ребёнка ,  я советую вам  прочесть книгу Жан Ледлофф  «Как вырастить ребёнка счастливым. Принцип преемственности.»
В книге говорится о том, насколько незначительны для ребенка все эти дорогие обои с зайчиками, кроватки с мишками, говорящие игрушки, «волшебные» светильники и прочие вещи, навязанные привычкой взрослых потреблять все и вся, заменяя этим реальные чувства. И насколько в то же время важны искренняя любовь, забота и понимание.
Известный психолог Джон Холт сказал о ней: «Если есть книга, которая могла бы спасти мир, то эта книга  — перед вами». 
Ещё одна книга, которая помогла мне прислушаться к своему внутреннему голосу –«Жизнь без подгузников» Ингрид Бауэр. Для меня эта книга, прежде всего, о развитии чуткости в отношении к собственному ребёнку, об установлении прочного интуитивного контакта между ним и родителями (мамой).
  • Обсуждала бы проблемные ситуации с теми людьми, мнению которых доверяю
Повторюсь – советчиков вокруг хватает. Как прошенных, так и не очень.  Мне кажется очень важным прислушиваться к мнению тех людей, позиция которых тебе близка. И всячески сократить контакт с теми, чьи высказывания вызывают в тебе чувство вины, собственной родительской несостоятельности и некомпетентности. Простите меня за тавтологию, но поддержка должна поддерживать, а не разрушать.
Вот такие выводы делаю я на четвёртом году материнства. Выводы, которые, я надеюсь, будут вам полезны.

Наталья Иоффе — мама мальчика-трёхлетки и жена мужа-программиста, специалист по рекламным текстам, правильному контенту для соц. сети Facebook.




Комментариев нет:

Отправить комментарий