«Нет! Это невозможно…» — уныло думала я про себя, возвращаясь после наведения порядка на кухне в комнату, где и шагу нельзя было ступить из-за разбросанных игрушек. Несмотря на близкое к отчаянию состояние, подбирая с полу очередную игрушку, я улыбалась, и старалась привить детям любовь к порядку. «Бардак в комнате – это плата за порядок на кухне» — тогда я считала это единственно возможной реальностью. «Как приучить ребенка к порядку» — разве такое вообще возможно? Особенно если у мамы не один, а двое или трое детей!
С чего все начиналось…
Жесткий диск на моем компьютере ломился от всевозможной информации о том, что такое легкая уборка с детьми, но применять сию информацию на практике, а точнее на детях, я не успевала. Дети очень быстро «вырастали» из проблем, изложенных в умных книжках. К тому же, разновозрастные дети требовали индивидуального подхода.
Тема «Как приучить ребенка к порядку?» — была единственным, что меня тогда интересовало. А я, между тем, продолжала наблюдать, как рушатся один за другим мои хитроумные планы. И даже «игрухоуборочная» машина (собственноручно сделанная папой по моему собственнопридуманному макету) угрюмо блестела фарами в дальнем углу.
Поэтому все началось с точки кипения. Да, мне надоело улыбаться и доказывать детям, что: «игрушки убирать так весело и классно!». Я схватила свою любимую швабру с губкой-валиком и…принялась сметать все на своем и ее пути. Я была настроена решительно и тверда в намерении избавиться от виновников беспорядка (от игрушек, в смысле). Но, в дело вмешались дети…
Неожиданный поворот…
Я не знаю, что именно в тот момент произошло, но мои дети, до этого самозабвенно игравшие в «войну автоботов с десептиконами», с «гиками и гаками» бросились защищать свои игрушки. В тот момент автоботы сплотились с десептиконами для борьбы.. с «тетей Дусей»! Такое грозное имя я получила среди детей. Ею я становилась тогда, когда брала в руки швабру. Для моих детей это была игра, новая и интересная. Игры во время уборки у нас были и раньше, но только эта игра остается актуальной по сей день. Позже она «обросла» правилами и новыми идеями. Так, «тетя Дуся» не брала только те игрушки, которые лежали на своих местах, правильно отсортированные и аккуратно сложенные, все остальное подлежало «уничтожению». Причем это уничтожение с поблажками — мешок для мусора, наполненный игрушками, оставляется «тетей Дусей», и дети потом сами его уносят и раскладывают все по местам.
Разбор полетов
Мом детям совершенно не подошел метод поощрения. Зато они очень хорошо усвоили систему причинно-следственных связей. Это не «кнут», это игра с четкими правилами. Практикуя ее уже больше года, я еще ни разу не расстроила детей, им это нравится – защищать свои игрушки и отвечать за беспорядок, наведенный ими же. «Гики и гаки» у нас и по сей день, завидя швабру в моих руках дети уже сами распределяют между собой кто где убираться будет. Они не полюбили уборку, но они поняли, что за разбрасыванием всегда следует уборка. Для них стала понятна такая последовательность. Это и есть ключевой момент – объяснить последовательность, дать почувствовать четкую связь «беспорядок-порядок». А игра стала приемом, методом объяснения. Сейчас меня уже не волнуют темы о том, как приучить ребенка к порядку – я выработала свою, пока безотказную систему. Для меня самой стала очевидна последовательность и ее важность в организации быта своего и детей.
Автор: Янна Руфова, мама троих детей
Комментариев нет:
Отправить комментарий